Управленческий учет
Модуль «Управленческий учет затрат» предназначен для построения системы учета затрат в
интегрированной системе управления предприятием «М-3».
Данный модуль находится на стыке практически всех информационных потоков системы, поскольку оперативный управленческий учет - это отражение всей финансово-экономической деятельности предприятия.
Функции модуля «Управленческий учет»
- Ведение иерархического справочника видов затрат;
- Ведение аналитического регистра учета мест возникновения затрат (МВЗ);
- Ведение иерархического справочника шифров затрат;
- Ведение аналитического регистра учета типов оборудования (ТО);
- Описание прямых издержек для типов оборудования в разрезе состояний, приведенные к 1 норма/часу;
- Отнесение прямых и накладных издержек на МВЗ;
- Ведение аналитического регистра Центров ответственности;
- Описание регулируемых затрат по центрам ответственности в разрезе МВЗ;
- Расчет себестоимости выпускаемой продукции;
- Расчет накладных расходов на выпуск единицы продукции;
- Описание объектов учета с возможностью расчета накладных расчетов на основе данных бюджетного модуля, просмотра всех документов, связанных с этим объектом, задание произвольного количества дополнительных признаков аналитики. Анализ последовательного накопления затрат по периодам.
Основой системы учета затрат является возможность полного отнесения затрат по местам возникновения, на нижнем уровне представленных рабочими центрами.
Места возникновения затрат (МВЗ) представляют собой структурные единицы, например, цехи или участки производства, которые выделяются в самостоятельные объекты учета. Иерархическая структура МВЗ ни коим образом не дублирует структуру подразделений предприятия.
В соответствии с существующей производственной структурой предприятия МВЗ подразделяются на МВЗ основного производства, МВЗ вспомогательного производства, общезаводские МВЗ, логистические, управленческие и т.д.
Центры ответственности - аналитические регистры, группирующие затраты по функциональной или организационной ответственности. Центры ответственности (бюджетные центры) могут совпадать с частью организационной модели предприятия, а могут определяться как функциональные центры, при управлении по проектам - как временные коллективы.
Тип оборудования - это типовая единица управленческого учета производственных затрат, выполняющая определенный объем действий с изменением состояния (качество, количество, и т.п.) предмета труда.
Тип оборудования может быть как простым (токарный станок определенных характеристик), так и составным (фрезерно-токарный комплекс), т.е. соответствовать как единице оборудования, так и их произвольному набору.
Возможность гибкого определения Типов оборудования позволяет пользователям произвольно, в соответствии с функциональной необходимостью, формировать рабочие центры.
Рабочий центр - элемент функциональной структуры предприятия. Уровень детализации рабочих центров определяет степень погрешности в оценке их затрат.
Безусловно, максимально точную оценку затрат можно получить при использовании рабочих центров, опирающихся на простой тип оборудования, а наименьшие затраты на организацию учета (и, соответственно, наименее точную оценку затрат) - сведя все производство в один рабочий центр.
Определение состава и величины затрат на каждом конкретном Типе Оборудования и на каждом МВЗ невозможно без предварительного описания соответствующих классов бюджетов. Другими словами, управленческий учет может функционирует только в тесном контакте с бюджетной линией системы.
Корректно описывая статьи затрат в структуре бюджетов, пользователь готовит базу для последующего аналитического анализа затрат в соответствии с современными системами учета.
В модуле формируются расчет себестоимости продукции, отчет о которой является важным аналитическим документом. Данный отчет позволяет руководителю предприятия понять, из каких факторов складывается себестоимость продукции и каковы отклонения от запланированных значений по каждому из факторов. В число факторов входят: прямые затраты, затраты на производство, сбытовые расходы и расходы иных этапов, указываемые при описании соответствующего бюджета.
Схема баз распределения - это именованное дерево, где каждому узлу логического дерева продукции соответствует свое правило (база) распределения, например, стоимость материала, сумма оплаты труда и т.д.
Входимость статей бюджета - матричная проекция, позволяющая пользователю указывать, влияет или не влияет данная статья бюджета на себестоимость той или иной группы или вида продукции, позволяя тем самым максимально гибко распределять накладные расходы.
Описав в качестве объекта учета любой объект системы, пользователь получает возможность расчета накладных расчетов на основе данных бюджетного модуля, с выбором произвольного правила распределения и созданием неограниченного числа схем распределения, что позволяет менеджеру среднего звена производить анализ правильности и точности расчетов в зависимости от выбранной схемы.
Просмотр всех документов, связанных с этим объектом, их проведение по бухгалтерии и распределение по статьям бюджета
Задание произвольного количества дополнительных признаков аналитики. Анализ последовательного накопления затрат по периодам